+7 925 545-63-98
тел | wa | телеграм
Главная | Мир Глазами Кожевника | Онлайн Музей | Кожевенное Искусство Скифов
Кожевенное Искусство Скифов
Из собрания музея Эрмитаж
Большое распространение с скифскую эпоху получила выработка кожи и изготовление различных изделий из нее. Обработанные кожа шла на пошив одежды, обуви, ковров и седельных покрытий, сумок и прочих бытовых предметах

Кожи вырабатывались различными по своим техническим характеристикам, в зависимости от своего назначения, толстые от 2 мм, и тонкие до0.5 мм

Толстые кожи, выделанные из бычьей или лосиной шкуры, употреблялись в основном на изготовление обуви, больших сумок и прочих вещей, где требовался прочный материал. Однако тонкая кожа в могилах встречается гораздо чаще, чем толстая. Из нее шили одежду, делали различные многочисленные чехлы, тонкие ремешки и шнурки для подвешивания крупных бус, зеркал, ножей и прочих предметов; немало случаев применения кожаных шнурков. Ремни приделывали в качестве ручек к деревянной и глиняной посуде, они служили различными подвязками на одежде. Население обладало довольно высокими навыками изготовления кож, но, к сожалению, мы не располагаем данными о технологии их изготовления

Толстые кожи вырабатывались в основном из бычьих и лосиных шкур, шли на изготовление обуви, и вещей особой прочности - сумок, ремней итд. Но большее прикладное распространение имела тонкая кожа, из которой изготавливали одежду, различные чехлы, ремешки для завязок, шнурки.

Хотя технологии изготовления скифами кож не сохранились, по свидетельству древнегреческого историка Геродота, скиф менздрили кожи с помощью бычьего ребра, после чего увлажняли молоком и размягчали ударами рогового молотка или обуха топоры. В это крайне трудоемком процессе пучки коллагеновых волокон расслаиваются и рвутся, что придает даже толстым конским и воловьим кожам нужную степень эластичности и мягкости

Наиболее распространённый способ декорирования, применяемый скифскими мастерами - аппликации из кожи. Резные, орнаментарные изображения украшали не только кожаные изделия, но и войлочные ковры, тканевые одежды и даже глиняную утварь. Накладные аппликации вырезали и тонких, окрашенных кож, и крепили на основу с помощью сухожильных ниток. В отдельных случаях на изнанку кожи наклеивали тонкую оловянную фольгу с помощью рыбьего клея, для придания жесткости

Распространённые способом декора была так же резьба, для который использовали толстую кожу и технологии, похожие на резьбу по кости или дереву. Также высокого мастерства скифы достигли в техниках мозаичного орнамента и инкрустации

МирЪ Глазами Кожевника
В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися в вечной мерзлоте, которая хорошо сохраняет органику. К сожалению, а для многих несомненно к счастью, вечная мерзлота на юге России присутствует только в Сибири, была бы мерзлота в Краснодаре (или на Украине), там сохранилось бы больше древних предметов из органики (дерева, кожи, ткани и т.д.), но жителям этих мест повезло, поэтому богатая материальная культура скифов лучше представлена в захоронениях лесостепей Сибири — на Алтае, в Туве и Хакасии
Вашему вниманию небольшая подборка изделий скифских мастеров кожевников из собрания Государственного Эрмитажа
11.0 Сапожок кожаный, с невысоким кожаным голенищем, прикрывающим переднюю часть ноги и украшенным кожаной аппликацией. На головке рельефный орнамент из узенького ремешка, обернутого оловянной нитью, имитирующую серебристый бисер. По краю головки красная шерстяная тесьма с кожаными украшениями в виде завитка с семью мелкими остатками накладок из листового золота.

Подошва пришивная, покрытая поверх кожи красной шерстяной тканью, украшенная ромбами из тоненького кожаного ремешка, разделенными на мелкие ромбики; в центре каждого из них по пронизке из кристалла пирита. По краю подошвы двойной кожаный кантик с рядом черного мелкого бисера между ними. рубеж IV-III вв. до н.э
11.1 Фляжка кожаная, плоская, круглая, с невысоким узким горлом, сшитая из двух одинаковых кусков кожи, со вставными боками из полосы кожи, украшенной накладными кожаными ромбами с вырезом в центре. Обе плоские стороны украшены кожаной аппликацией со сценой борьбы двух фантастических птиц. Вдоль боковых швов и по краю горлышка кантик из полоски кожи. К верхнему краю горлышка пришит узенький, сложенный пополам ремешок. рубеж IV-III вв. до н.э
11.1
11.2 Подушка прямоугольная, сшитая из двух крупных кусков кожи, между которыми вшита кожаная полоса III-IV вв. н.э.
11.2
11.3 Головной убор в виде капора с двумя спускающимися вниз лопастями, закругленными на концах. Украшен аппликациями в виде «чешуек» из лакированной кожи, сохранившимися частично. Наверху украшение в виде "башенки" с зубцами, вырезанное из из толстой кожи . пер. пол. III в. до н.э.
11.3
11.4 Навершие шпильки в виде скульптурной фигурки оленя, вырезанной из одного куска дерева вместе с шаровидной ребристой подставкой, заканчивающейся небольшой цилиндрической втулкой. В отверстия на голове вставлены уши и рога, вырезанные из толстой кожи. рубеж IV-III вв. до н.э
11.4
11.5 Аппликация кожаная, ажурная с изображением тигра, схватившего лапами и зубами бегущего лося, с левой половины седельной покрышки рубеж IV-III вв. до н.э
11.5
11.6 Нагривник из прямоугольного куска толстого, темно-коричневого войлока, сложенного по длине пополам и сшитого на одном конце толстой шерстяной ниткой, войлок с наружной стороны покрыт лоскутом тонкой кожи соответствующего размера. С одной стороны нагривника наклеено четыре фигуры птиц с большим гребнем, вырезанные из кожи, с другой стороны три. На двух фигурах птиц (по одной с каждой стороны) посредине туловища вырезаны большие круглые отверстия, в которые вставлены такого же размера кружки другой кожи. Головы четырех птиц с одной стороны покрыты листовым золотом, и в основании срезанных туловищ узкие горизонтальные полоски из листового золота; по нижнему краю нагривника ремешки, с одной стороны четыре, с другой - два, по верхнему краю бахрома из красного конского волоса. рубеж IV-III вв. до н.э.
11.6
11.7 Маска на голову коня из войлока, покрытого кожей. Между ушами навершие в виде головы горного барана с фигурой птицы между рогами. В передней части маски аппликации в виде рыбок из золотой фольги. рубеж IV-III вв. до н.э
11.7
11.8 Щит рубеж IV-III вв. до н.э. Кожа, дерево
11.8
Купи книгу - поддержи проект!
Дорогие друзья. Если вам понравился этот контент Вы можете поддержать наш проект, купив любую книгу Алексея Музылёва, или отправив свой донат на кошелек ЮМани