+7 925 545-63-98
тел | wa | телеграм
Главная | Мир Глазами Кожевника | Онлайн Музей | Кожевенное Искусство. Древний Египет
Кожевенное Искусство. Древний Египет
Мастерство эпохи фараонов
Долина реки Нил, одно из древнейших мест, где человек перешел от использования необработанных шкур к высокотехнологичному производству предметов быта из выделанной, дубленой кожи. К эпохе Древнего Царства египетские кожевники овладели мастерством промышленного жирового, а позже и растительного дубления кож, которые в изобилии поставлялись местными охотниками и пастухами.

Свежие шкура тщательно промывались, очищались от мездры, обезволашивались золой или известью, после чего погружались в глиняные сосуды с растительным маслом, как при изготовлении замши. Через определенное время вынимали, раскладывали, а когда они начинали подсыхать, их били и мяли, чтобы масло проникло во все поры. После этого шкуры приобретали все качества выделанной кожи: становились мягкими, водонепроницаемыми и не подверженными гниению

Для растительного дубления использовались стручки акации, которые до сих пор используются для дубления в Судане и содержат до30% танина

"Кожу часто окрашивали преимущественно в красный, желтый и зеленый цвета. Когда кожу начали красить впервые не известно, но красная кожа, которая, по-видимому, предшествовала кожам других цветов, сохранилась до нас со времени 11 Династии. Состав красок не выяснен, но возможно, что для красных кож применялся кермес (кармин), а желтая краска изготовлялась из корки граната" (А. Лукас. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта)

Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства – детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

Мастера кожевники в изобилии украшали свои изделия в техниках тиснения, инкрустации, аппликации и декоративного плетения., придавая им великолепную утонченность, свойственную всем произведениям искусства Древнего Египта

МирЪ Глазами Кожевника
0.0 Мастерская кожевников (иллюстрация из книги П.Монтье Египет Рамзесов)
0.1 - 0.2 Изготовление сандалий фрагмент стеновой росписи, гробница Рехмиры. Новое царство 1400 г до н.э.
Вашему вниманию небольшая подборка изделий древнеегипетских  мастеров кожевников из собрания мировых музеев
Обувь из гробницы Тутанхамона
Ярчайшим примером великого мастерства древнеегипетских кожевников является кожаная обувь из гробницы Тутанхамона. Сандалии царя, изготавливались из сочетаний кожи, дерева и растительных компонентов. Богатство и разнообразие их отделки свидетельствуют о высоком развитии таких техник декора как плетение, тиснение, роспись, инкрустация. бисероплетение и аппликации. Это самый древний из хорошо сохранившихся памятников ремесленного искусства, является жемчужиной каирского музея

1.1 Сандалии из сочетания кожи, дерева и растительного материала. Амарнский период - период Тутанхамона
Подошва украшена орнаментом, в техниках золочения, вышивки и инкрустации, представляет собой символическое значение попирания царем традиционных врагов Египта - африканских и азиатских народов

1.2 Сандалии из кожи и бисера
Наиболее хорошо сохранившаяся кожаная обувь царя, украшени бусинами и бисером в виде традиционного орнамента

1.3 Реконструкция кожаных сандалий. Амарнский период - период Тутанхамона
Обувь украшенная в техниках золочения и декорирования, к сожалению плохо сохранилась, но реконструкция по отдельным фрагментам показывает красоту и богатство технических приемов
2.0 Золотой браслет Тутанхамона с декоративной вставкой из кожи. Амарнский период - период Тутанхамона. Пример использования кожи как материала для декорирования
2.0
Погребальный шатер принцессы Исимхеб. 21 Династия
Великолевнй памятник древнеегипетского искусства, выполненый в техниках росписи по коже и аппликации. Палатка предназначалась для укрытия «кабины» погребальной лодки, куда была помещена мумия во время переправы через Нил, чтобы добраться до западного берега, берега мертвых, где находятся жилища вечности. Мы находим эту сцену на многих стенах фиванских гробниц. Несмотря на хрупкость потрескавшейся кожи, эта палатка есть и остается произведением искусства, гимном цвету, с изображениями трогательной красоты... Каждый декор - услада для глаз..
4.0 Прямоугольная кожаная бирка от мумии-браса с рельефным изображением Осоркона I перед Амаунетом. 22 Династия. Выполнена в технике тиснения кожи
4.0
5.0 Фрагмент кожаной подвески в технике росписи по коже. Новое царство 18 Династия
Этот фрагмент раскрашенной кожи был найден в развалинах во время расчистки гробницы Среднего царства примерно в двухстах ярдах к востоку от храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. В этой гробнице не было найдено никаких других материалов Нового Царства, но прическа арфистки, ее одежда и украшения, а также ее стройная фигура с длинной талией относят произведение к началу 18-й династии.

Эротический характер сцены с обнаженным танцором предполагает, что это произведение предназначалось для храма богини Хатхор в Дейр-эль-Бахри. В своем аспекте богини плодородия Хатор ассоциировалась с Бесом, богом плодородия, который изображался наполовину человеком, наполовину львом. Обнаженная фигура может быть либо священником, либо ряженым, который носил маску и играл роль Беса на празднике в честь богини. Танцовщица и частично сохранившийся мужчина в регистре выше оба несут предмет с множеством коричневых нитей. Они были описаны как бичи, но с таким же успехом они могли быть своего рода перкуссионным инструментом, используемым для сопровождения музыки и умилостивления богини.

Материал, вероятно, козья шкура. Перед окраской поверхности были залатаны две дыры в коже. Нижний левый угол усилен накладкой из окрашенной в красный цвет кожи, на которой закреплен кожаный галстук. Это говорит о том, что предмет был прикреплен к предмету мебели или привязан к столбу
5.0
6.0 Фрагмент колчана в технике плетения. Среднее Царство 11 династия 2100 г до н.э.
Этот фрагмент, вероятно, был частью декоративной каймы, которая крепилась вокруг верхней части колчана или футляра для копья. Мастер, изготовивший его, сшил вместе широкие полоски красной и зеленой окрашенной кожи, затем сплел узкие полоски красного, зеленого, желтого и черного цветов через прорези на поверхности, образуя декоративный узор.
6.0
7.0 Фрагмент кожи , украшенный в технике аппликации. Новое царство 18 Династия
7.0
8.0 Мантет на запястье лучника, украшенный в технике тиснения кожи. Раннее Новое Царство
Кожаную манжету носили на запястье лучники. Упоминается стела начальника пустынной полиции Кая изображенного в образе лучника с соответствующим защитным браслетом на левом запястье. Снаружи вокруг сустава обвязывали шнурами или кожаными ремешками, которые протягивали через два отверстия. Поскольку кожа в этой области особенно чувствительна, язычок манжеты предохранял сустав от раскачивания тетивы назад. Снаружи украшают амулетные символы и орнаменты, а также цветки лотоса и зонтики папируса. Подобные манжеты были найдены в гробницах нубийской «пагравской» культуры. Это были лучники на службе у египетского фараона. Однако изобретение этой формы манжет пришло с востока Египта. так называемыми гиксосами.
8.0
Купи книгу - поддержи проект!
Дорогие друзья. Если вам понравился этот контент Вы можете поддержать наш проект, купив любую книгу Алексея Музылёва, или отправив свой донат на кошелек ЮМани